?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Проходя мимо церкви я заметил толпу. На мой вопрос мне ответили: "Мы хотим увидеть "Тайную вечерю" Леонардо. Стоять такую очередь, чтобы увидеть картину, от которой осталась лишь одна тень? Нет, я решил отложить посещение церкви. Тем не менее в одно прекрасное утро я остановил такси и сказал водителю: "Il Cenacolo". Шофер отбросил в сторону окурок, понимающе кивнул и, ни слова не говоря устремился в поток машин. Думаю, мало найдется в мире городов, в которых вместо адреса можно произнести название картины.









Я подъехал к церкви Санта Мария делле Грацие. В трапезной, примыкающей к зданию, Леонардо написал знаменитую фреску, которую, к несчастью, постигла ужасная участь. Люди все еще толпились, хлопали турникеты. Шел я неохотно, предчувствуя разочарование. Затем я оказался в большом зале, в том самом, в котором трапезничали монахи, когда церковь Санта Мария делле Грацие была доминиканским монастырем. Картина написана на дальней торцевой стене, с тем чтобы создать у зрителей впечатление, будто изображенные на ней в натуральную величину фигуры сидят за столом, находящемся на некотором возвышении, и трапезничают вместе с монахами. Таково, разумеется, было намерение Леонардо. Великолепное, вероятно, было зрелище в те времена, когда зал использовался по прямому своему назначению: монахи, сидящие по обе стороны длинного стола, и настоятель, обращенный лицом к Христу и его апостолам, находящимся за нарисованным на стене столом. Толпа экскурсантов, удивленная, по всей видимости, не менее, чем я, перешептывалась. Они никак не ожидали увидеть картину, оказавшуюся не в таком уж плачевном состоянии. 

Я знал, что Леонардо написал эту картину не в технике фрески, а масляными красками на стене, которая была такой мокрой, что даже в ранние времена краска начала трескаться и осыпаться. В последнее время положение настолько ухудшилось, что стену пришлось греть - только бы спасти картину. Реставраторы столетие за столетием вносили свою лепту, и от оригинала мало что осталось. Затем, в августе 1943 года, произошло то, что могло бы полностью уничтожить шедевр. Во время воздушного налета в здание угодила бомба, снесла крышу трапезной и одну из стен, но при этом не уничтожила картину. В трапезной представлена фотография, на которой видно, в каком состоянии находилось здание сразу после налета. Когда реставратор, стоявший последним в длинной веренице людей, снял мешки с песком, все увидели шедевр Леонардо, покрытый толстым слоем земли. В 1947 году "Тайная вечеря" была реставрирована учеными экспертами под контролем государственной комиссии. Реставраторы поставили перед собой цель: убрать все наслоения прошлых веков и сохранить мазки Леонардо, все до единого. Возможно, картина сейчас больше похожа на оригинал, чем в течение многих прошлых столетий.

Я был удивлен помимо своей воли. С картины нельзя сделать репродукцию. Открытки и даже большие иллюстрации в книгах не в силах передать и капли впечатления, которое испытываешь от огромной работы. Размеры картины составляют примерно тридцать футов в длину и пятнадцать в ширину. Хотя цвет ушел и выражение лиц можно себе представить лишь приблизительно, одно осталось как и прежде - это композиция картины, ее общий настрой. Перед тобою две группы взволнованных людей в ритмическом движении, разделенные спокойной фигурой Христа. Я забыл, что смотрю на разрушенную картину. Мне казалось, что я вижу ее в первые месяцы создания, когда Леонардо медленно, часть за частью, занимался ее выстраиванием. Какая сила воображения заключена в этой работе! Сколько застолий посетил в Милане Леонардо, чтобы схватить все эти жесты и позы. С каким вниманием наблюдал он за людьми в трактире: вот они режут хлеб, или нечаянно просыпают соль, или шепчут соседу что-то на ухо. Кому из них пришло бы в голову, что художник обессмертит их простые движения? 

Леонардо было сорок три года, и в Милане он работал уже тринадцать лет, когда герцог Лодовико заказал ему "Тайную вечерю". Эта картина являлась частью его плана - возвеличивание церкви Санта Мария делле Грацие и превращение ее в мавзолей Сфорца. В то же самое время он нанял Браманте, чтобы тот спроектировал собор. Большинство критиков полагает, что Леонардо начал свою работу в 1495 году, а закончил ее через два года. Молодой послушник Маттео Банделло из монастыря часто наблюдал Леонардо за работой. Он рассказывал, что художник приходил рано утром и взбирался по лесам. "С рассвета до заката, - писал Банделло, - он не откладывал кисть, не вспоминал о еде и питье, писал без перерыва, после чего по два, три, а то и по четыре дня не прикасался к картине. Но и тогда час или два в задумчивости смотрел на фигуры и приходил, должно быть, к какому-то решению. Я видел, как от Корте Веккьо - там Леонардо работал над конной статуей - он шел под лучами полуденного солнца прямо в монастырь. Взбирался на леса, прибавлял несколько мазков и тут же удалялся".

Об этих двух годах сохранилось много историй. Самая известная - это та, когда монахи, видевшие, что лица Христа и Иуды на протяжении нескольких месяцев оставались незаконченными, жаловались герцогу, будто художник не старается. Леонардо отвечал что каждый день, с утра до вечера, вот уже более года он ходит в городское гетто в поисках лиц злодеев и преступников, с которых он мог бы писать Иуду. "Если понадобится, - продолжил он, - напишу его с настоятеля!"

На создание картины ушли годы раздумий, и она живет, потому что это жизнь, увиденная глазами, которые ничего не упускали и не пропускали. "Когда идете гулять, - писал Леонардо в качестве наставления молодым своим ученикам, - присматривайтесь, обдумывайте позы и выражения лиц. Смотрите, как люди разговаривают, как они спорят, смеются или дерутся. При этом обращайте внимание как на действия дерущихся, так и на тех, кто их поддерживает, не забудьте и про зевак. Тут же несколькими штрихами сделайте в блокноте зарисовки. Блокнот всегда носите с собой". С тринадцатилетнего возраста ("Это возраст, с которого обычный деловой человек перестает присматриваться к окружающему", - комментирует Кеннет Кларк) Леонардо никогда не расставался со своим блокнотом. Он заносил туда все, что видел, и все, что представлял. Целыми днями он ходил за людьми, чья наружность чем-то была ему интересна. Мы знаем, что он даже записывал их адреса. "Джованина, фантастическое лицо, больница Святой Екатерины" - вот одна из записей в его блокноте. Привычки и методы гения всегда интересны, но невозможно препарировать гениальность и понять, как она работает. Ни одна записная книжка или техническое достижение не смогут объяснить, например, почему Леонардо отказался сделать темой своей картины вручение Святых Даров, а выбрал вместо этого ужасный момент, когда Иисус сказал: "Истинно говорю вам, рука предающего Меня со Мною за столом". 

Генри В. Мортон "Прогулки по северной Италии"


мой самый любимый момент в книге :)

От себя добавлю, что попасть в бывшую трапезную и посмотреть на "Тайную вечерю" нам не удалось. Причина банальна - билеты были распроданы на много дней вперед. И несмотря на то, что мы были в церкви Санта Мария делле Грацие в середине августа и пытались купить билеты на последний день августа, когда мы должны были спустя две недели наших странствий по Италии вновь вернуться в Милан, билеты в трапезную продавались только на сентябрь. Видимо, надо бронировать заранее в интернете. Что ж, будет повод вернуться :) 

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
nasya_ic
Sep. 17th, 2009 11:42 am (UTC)
Какой интересный отрывок (и книга видимо тоже))! Спасибо большое! А в трапезную определенное количество человек в день пускают?
avstrijka
Sep. 17th, 2009 12:01 pm (UTC)
одновременно может посетить группа из 25 человек. а сколько времени дается на пребывание, даже не знаю. в любом случае в пик туристического сезона надо покупать билеты очень заранее!
а книга и правда интересная, очень рекомендую :)
yshilova
Sep. 19th, 2009 07:33 am (UTC)
15 минут на все про все - вход, "осмотр" и выход. http://yshilova.livejournal.com/2362.html#cutid1
avstrijka
Sep. 21st, 2009 10:27 am (UTC)
спасибо!
снова и снова утверждаюсь в мысли, что надо вернуться в Милан :)
yshilova
Sep. 21st, 2009 04:58 pm (UTC)
:) Миланский Дуомо снаружи - лучшее, что я видела :)
avstrijka
Sep. 21st, 2009 05:06 pm (UTC)
это правда :)
tasha_london
Sep. 17th, 2009 01:27 pm (UTC)
я была в Милане в феврале. Бронировали мы в декабре и с трудом успели, на последний день путешествия
avstrijka
Sep. 17th, 2009 01:34 pm (UTC)
а где бронировали? у них есть сайт?
avstrijka
Sep. 17th, 2009 02:09 pm (UTC)
спасибо огромное! в следующий раз обязательно заранее забронирую :)
как впечатление от картины?
alyona_kor
Sep. 17th, 2009 07:08 pm (UTC)
Бронировали билеты за месяц до поездки, по телефону, иначе никак не получалось, в интернете все места были забронированы, но можно по телефону заполучить снятую бронь.

Пускают строго по времени и буквально на 15-20 минут небольшой группой.
avstrijka
Sep. 17th, 2009 07:22 pm (UTC)
спасибо за инфу, буду иметь в виду про телефон!
а как впечатление от картины?
alyona_kor
Sep. 17th, 2009 07:30 pm (UTC)
Понравилось, только жалко, что достаточно суетливо и мало по времени. Много времени отнимает организация процесса, и мало времени на картину.

Но она того стоит. Впечатление совершенно другое, репродукции -- это действительно бледные копии.
avstrijka
Sep. 17th, 2009 07:33 pm (UTC)
спасибо большое!
я еще больше убедилась, что нужно съездить туда еще раз :)
(Anonymous)
Sep. 17th, 2009 08:09 pm (UTC)
я была в Милане всего 2 дня, но на "Тайную вечерю" попала, заказав обзорную экскурсию по городу в тур-агентстве на площади возле Дуомо.
avstrijka
Sep. 17th, 2009 08:38 pm (UTC)
о, а это выход! спасибо за информацию :)
striz_elena
Sep. 17th, 2009 10:09 pm (UTC)
А я подошла к девочкам,которые продают билеты и объяснила ситуацию-что я в Милане всего 3 дня и не известно ,когда смогу вернуться.И они мне посоветовали подойти с самой ранней группой-в 8 утра,что я благополучно и сделала.И пропустив всех по брони,они пустили меня и ещё одну девочку-так что повезло!!А картина впечатлила сильнее.чем я ожидала.Какая то есть там особая магия и атмосфера.очень не хотелось уходить.Пережив и бомбардировку,и 20 лет свинарника-она снова сверкает.Такой мягкой ,особой ауры я не встречала нигде.Потом 2 часа просто бродила по городу в особом настроении.
avstrijka
Sep. 18th, 2009 05:51 am (UTC)
здорово! мы были в церкви в последний наш день в Милане, так что наверное все равно не удалось бы попасть :) но зато будет повод вернуться, тем более почитав такие вот отзывы :) спасибо!
striz_elena
Sep. 18th, 2009 09:03 am (UTC)
Удачи!
flenchik
Sep. 18th, 2009 12:10 am (UTC)
Она живая, да :)
avstrijka
Sep. 18th, 2009 05:56 am (UTC)
класс! :))
lucy_lena_liu
Sep. 21st, 2009 01:34 pm (UTC)
Это самое потрясное впечатление от Милана. Я плакала, увидев её. Обязательно приеду еще раз
avstrijka
Sep. 21st, 2009 01:43 pm (UTC)
здорово :)
lab80
Sep. 30th, 2009 05:57 am (UTC)
Все! Пошел искать книгу Генри В. Мортон "Прогулки по северной Италии" :)
А посещение этого места обязательно включу в свою следущую поездку!
avstrijka
Sep. 30th, 2009 07:19 am (UTC)
:) у Мортона есть еще "Прогулки по южной Италии" и "Прогулки по Риму" - я до них пока не добралась, но думаю, что они не менее интересны :)
( 25 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com